VAISHNAVA.RU
Форма обратной связи
support@VAISHNAVA.RU
Публичная оферта

(наука и веды) математика - ведическая и современная

(наука и веды) математика - ведическая и современная

Математика: ведическая и современная

Что мы знаем о науке? В частности, о математике? Чему нас учили в школе и чему учат ныне наших детей? Насколько мы доверяем современной науке, и насколько правилен её метод?

В начале XXI в. эти вопросы кажутся странными. Однако поверьте, они очень актуальны. Современная наука очень практична, настолько, что с каждым годом ей выделяют всё меньше средств на фундаментальные исследования. Зададимся вопросом: «Какова цель науки?» Наука — способ познания путём проб, ошибок, исследования и рассуждений. На санскрите тысячи лет назад этот метод получил название пратйакша (опыт) и анумана (рассуждения). Наука расширяет наш кругозор и решает практические задачи. Для чего?

Этот вопрос решающий. Обычный ответ: для улучшения нашей жизни. Но решает ли современная наука эту главную задачу?

В XIX-XX вв. был грандиозный прогресс науки и техники. Границы представлений о мире рушились и воздвигались заново. Все знают о квантовой механике и теории относительности, об авиа— и ракетостроении.

Вера в могущество науки укрепилась как никогда. Вместе с тем именно в это время одна за другой идут мировые войны, мир сотрясают революции и природные катаклизмы. В мире до сих пор много людей голодает, и качество окружающей среды стремительно ухудшается. Лет 20 назад в Москве воду из крана можно было пить, сегодня этого лучше не делать. Прогресс ядерной физики был использован для бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, а катастрофа Чернобыля оказалась ещё страшнее. От таблеток и кремов люди умирают. Экономически развитые страны лидируют по частоте самоубийств среди социально успешного населения... Мы не стали счастливыми.

Перефразируя известную строку из «Битлз»: «Я не слишком волнуюсь о прогрессе, так как он не несёт любви». Но как нас подбадривает реклама метро: «Выход есть!» В чем этот выход? В появившемся у нас в последнее время доступе к древним (изначальным) знаниям человечества.  Знания эти также дают нам объективную научную картину мира (в основном, не противоречащую современным научным достижениям). Но при этом, будучи частью целостного духовного мировоззрения, они приводят к совершенствованию, а не к деградации человека. В качестве примера рассмотрим в этой статье математику.

Ганита-сутры

5000 лет назад на территории современной Индии мудрец Вьясадева, которого считают воплощением Бога, вместе со своими учениками записал передававшееся до того из уст в уста древнейшее знание — для нас с вами, так как знал, что наша память в нынешнюю эпоху деградации будет плохой. Само знание на санскрите называется веда (ср. русские слова: ведать, медведь, проповедовать, невежда). Веды, считающиеся богооткровенными, были разделены на части, одна из которых — Стхапатья-веда — содержит в частности информацию по математике (на санскрите — ганита). Джагадгуру Свами Бхарати Кришна Тиртхаджи Махараджа (1884-1960) из г. Пури написал комментарий к нескольким математическим сутрам (кратким афоризмам), содержащимся там. И оказалось, что задолго до Пифагора Веды уже содержали формулировку его знаменитой теоремы о соотношении сторон в прямоугольном треугольнике! При этом Веды, по крайней мере дошедшие до нас, не содержат доказательств. Бог, как добрый отец, просто даёт наставления для применения здесь и сейчас. Применяйте — и сами увидите, что все работает!

То, что открыл Джагадгуру Свами, вполне укладывается в рамки современной математики, но отличается методически. Так например, преподаватели ведической математики в Индии рекомендуют детям учить таблицу умножения только до 5, так как остальное легко посчитать в уме. Как? Предположим, что нужно умножить 6 на 8. Дополнение сомножителей до 10 составляет 4 и 2, соответственно. Эти остатки сначала вычитаем из «противоположного» сомножителя: 6-2=8-4=4 (это число десятков ответа), а далее остатки перемножаем и получаем 8 — число единиц. Итак: 4|8=48. Этот же метод годится и для многозначных чисел. Например, умножим 92 на 96. До 100 недостаёт 8 и 4 соответственно. 92-4=88, 8x4=32. Ответ: 8832. Устный счёт! Красиво, не правда ли?

Сутры также дают правило возведения в квадрат чисел, оканчивающихся на 5. Например, 45x45. Ответ получаем так: 4x(4+1)=20 сотен и добавляем 25: 2025. Аналогично 95x95=9x10|25=9025. Этот же метод работает и для любых чисел, например, 96x96. Правило из сутр гласит: найти дополнение до ближайшего круглого, в данном случае 4 (до 100); вычесть его из исходного числа: 96-4=92; возвести дополнение в квадрат: 4x4=16. Ответ: 9216.

Сутры открывают знание о признаках делимости, необходимых условиях того, что число является целым кубом, методах деления без подбора и умножение многозначных чисел. Всё это, оказывается, при некоторой тренировке можно делать в уме! В наше время, нам запрещали пользоваться калькулятором, чтобы сохранить навыки счёта и чувство числа. Современные дети уже не могут считать без калькулятора. Устный счёт заб

Портал ведической культуры и философии. © 2022 г.
Копирование и нформации с сайта разрешено только с указанием активной ссылки.
Администрация портала не несет ответственности за публикации и комментарии пользователей.
Мнение администрации сайта может не совпадать с мнением авторов и пользователей портала VAISHNAVA.RU
16+